Самообразование (рекомендации)

Выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

· повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

· изучение и внедрение новых педагогических технологий;

· изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

· совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе». Цель самообразования формулируем следующим образом «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах». Задачами самообразования в данном случае могут быть:

· изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;

· пройти курсы повышения квалификации;

· посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;

· посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

· провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

· разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;

· апробировать данный комплект на практике.

 

 

Определение круга источников информации

Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.

Составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над  поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

Определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

· разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

· разработка новых форм, методов и приемов обучения;

· доклады, выступления;

· разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

· разработка пакета тестового материала в электронном виде;

· разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

· создание главы или страницы электронного учебника;

· выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

· разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

· создание комплектов педагогических разработок;

· разработка модели образовательного процесса;

· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

· и т.д.

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Пусть самообразование сопровождает вас по всей вашей жизни! Оно приведет вас к творческим успехам и счастью.

Обобщение опыта

Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются положительные результаты в учебно- воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых строится учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

Что я делаю? (предмет деятельности)

Для чего я это делаю? (какова цель?)

Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

Какой это дает результат?

За счет чего этот результат достигнут?